День народного единства

День народного единства

Дорогие жители земли Вешкаймской !
400 лет назад , в 1612 году в этот день всероссийское ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Нижегородского старосты Козьмы Минина освободило Москву от польских захватчиков. День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в семнадцатом веке. Этот период продолжался в течение трёх десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – государь Михаил Феодорович. Смутное время стало кризисом Московского государства, которое и пресекло царскую династию Рюриковичей.
Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну. Многие современники этого периода уже были уверены в том, что окончательно произошло разорение Московского царства. Власть в Москве захватила Семибоярщина во главе с князем Феодором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.
Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из - за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года восстание против поляков потерпело поражение.
В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском вече он произнёс свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших , да не токмо животов – дворы свои продадим, жён и детей заложим и будем бить челом , чтобы кто–нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдёт такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был обьявлен принудительный сбор «пятой деньги» : каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По приглашению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всея русския земли».
Так, во главе второго земского ополчения стали два человека, избранных народом. Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. В рядах ополченцев был чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший князю Дмитрию Пожарскому. Перед решающей битвой воины наложили на себя трёхдневный пост и с плачем взывали пред чудотворной иконой к Небесной Заступнице. Их молитвы были услышаны. Нижегородское ополчение сумело 4 ноября взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством Православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно - государственным праздником Московской Руси и отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошёл как празднование избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Явилась же икона Казанской Божией матери в 1579 году в г. Казани отроковице Матронушке. XVI век был не только веком громкой победы царя Ивана Грозного над Казанью, столицей могучего татарского ханства, но и временем церковного раскола, греховностью власти. Христиане горевали, понимая, что навлекли беду своими грехами. И Господь, видя их искреннее раскаяние, явил по молитвам Богородицы великое чудо – икону Казанской Божией матери, которая не единожды спасала Русь, Россию и от татарского ига, и от польских шляхтичей, и от шведов, и от французов, и от фашистов. Казанская икона Божией матери – поистине заступница земли Русской. На Красной площади в Москве воздвигнут прекрасный собор в честь Казанской иконы Божией матери.
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия – наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве, всё же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нём людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Этот великий праздник учит нас быть лучше, добрее к близким, уважать представителей других религиозных конфессий. Нужно понимать каждому, что перед лицом Божиим мы все едины, и надо стараться сохранять это единство в своей жизни.
Дорогие вешкаймцы! Призываю вас принять участие в наших праздничных мероприятиях, посвящённых Дню народного Единства.
Анатолий Капранов,
Благочинный
III Вешкаймского округа
Симбирской Епархии,
настоятель Храма Бориса
и Глеба р.п. Вешкайма,
протоиерей.

[related-news]

Похожее

    {related-news}
[/related-news]