Чечня: особенности горского гостеприимства


Сегодняшние чеченцы, как и их предки, почитают своих гостей, особенно русских. Они согласны с тем, что политика и война на некоторое время отстранили наши народы друг от друга, но их общая история нередко забывается.
Москва, 29 апреля — Риа Новости, Ирина Нехорошкина Прошло шесть лет с момента официального окончания последней военной кампании в Чечне. Люди давно живут мирно, строят дома, сажают деревья и растят детей, но в глазах остального человечества эта часть Кавказа по-прежнему ассоциируется больше с опасностью, чем с гостеприимством.
Жители Чеченской Республики нервно относятся к гостям на своей родине. Это связано с тем, что стереотипы продолжают связывать Грозный и его руины с партизанами-разбойниками и Аргатской долиной. В Чечню стоит поехать не только ради призраков его устаревших взглядов, но и ради истинной красоты этого места и удивительного гостеприимства его народа.
Чечня.
Российское представление о том, что «незваные гости хуже татар», совершенно не соответствует чеченскому менталитету. Чеченцы считают всех гостей посланниками Всевышнего, поэтому они всегда рады и готовы принять его. Как и в прошлом, сегодня вы можете постучать в дверь каждого дома. Будь то в горной деревне или в квартире в центре Грозного, вы можете увидеть, как радушно встречают новичков.
‘Если к вам пришел плохой человек, то он его хорошо накормил, а если хороший, то он может помочь, правда, но в более широком контексте человеческих отношений есть чеченская пословица, которая может накормить его на века’. Не привык в горах спрашивать у путников даже их собственные имена, не говоря уже о его намерениях. Посетителя встречают, кормят, предоставляют лучшую комнату для проживания, и в течение трех дней он может комфортно находиться дома. Хозяин. через три дня, если путешественник не спешил покидать гостеприимное пристанище, глава семьи мог поинтересоваться личной информацией гостя.
Что касается того, что разрешается кормить хороших мужчин «сколько влезет», стоит также отметить, что у чеченских женщин всегда есть запасные блюда, приготовленные на случай, если усталый незнакомец или компания хороших друзей «неожиданно» пройдут мимо. .
Жизнь в чеченских горах никогда не была легкой. Полузащитники могли покупать мясо только по праздникам, так как чеченцам приходилось прилагать большие усилия, чтобы прокормить себя и свои семьи. Однако, если посетители возвращались домой, им давали лучшее, что осталось на складах, включая сушеное мясо.
От небоскребов к небоскребам
Из всех других достопримечательностей современной столицы Чеченской Республики наиболее впечатляющим является город Грозный, остров небоскребов. На первый взгляд, строительство таких амбициозных квартир на 98% территории недавно разрушенного города не совсем оправдано, но судить об этом может только тот, кто мало знаком с чеченскими традициями. История многих поколений этого народа заключается в том, что башни Вайнав, связанные со средневековыми небоскребами, являются самой важной частью истории города.
В Чечне, наверное, нет ни одного района, где контрольный ландшафт не был бы украшен боевыми башнями и обсерваториями. Возле каждого поселения возводились высокие каменные возвышения, которые затем поднимались через равные промежутки и на заметные расстояния вдоль горной местности и торговых путей. Все это было частью большой системы горной сигнализации.
Обсерватории были важным элементом мобильной связи у их современных чеченских предков и использовались для передачи визуальных сигналов для приближения к подразделениям противника. Для этого ночью они зажигали костры на вершине своих башен, а днем поджигали мокрую солому и выпускали плотные табачные столбы. Однако в горной местности существовала целая система сигналов, передававшихся соседям с совершенно разными сообщениями.
Вскоре напротив района Грозный-Сити вырастет еще один небоскреб — башня Ахмад Тауэр. Это будет 400-метровый многофункциональный комплекс. Стоит отметить, что его форма повторяет очертания знаменитой башни Вайнаф.
Мой дом — это мой дом.
Чеченец также предпочитал жить в доме, а не в башне. В нем было не менее трех этажей, хотя они находились намного ниже оборонительных сооружений.
Первый этаж был предназначен для хозяйственных и складских нужд, а второй этаж использовался для хранения мелких животных и птицы. Хозяйки проводили большую часть дня в подвале, где готовили еду, занимались домашней работой и рукоделием. Семья собиралась там за трапезой.
На втором этаже находилась спальня. Там комнаты были разделены на зоны с помощью иккерных разделителей, покрытых коврами ручной работы и шкурами животных.


Пентхаус на третьем этаже предназначался только для гостей или бездельников. Он был обставлен лучшей мебелью и дорогими аксессуарами, такими как койки и сундуки. Он всегда был готов приветствовать посланника Всевышнего, так и сейчас. Даже современные чеченские дома строились с учетом того, что лучшей комнатой в доме будет «кунат».
Как и военные башни, жилые башни несли небольшой оборонительный вес. Когда враг приходил в поселение, все члены семьи должны были уметь прятаться в ее доме и защищать его в течение длительного времени.
Каждый этаж имел отдельный вход, и на него вела лестница, по которой можно было быстро подняться в случае необходимости. Всадники на лошадях также не могли попасть на первый этаж, так как входные проемы были очень низкими. Враги, спешившиеся, должны были преклонить колени перед пройденным порогом. Можно было представить себе покровителя башни, вооруженного холодным оружием, прямо у входа, чтобы отрубить голову косоглазому.
Благословение ласточкиного гнезда
Вайнахские боевые башни сохранились по всей Чечне и Ингушетии, но жилых башен сохранилось относительно немного. В период с 17 по 19 века чеченцы стали переселяться во все более посадские дома, иногда перестраивая более ранние башни в обычных домах, а иногда строя новые дома рядом с домами своих предков.
К большому сожалению, некоторые средневековые башни были снесены уже в советский период после массового переселения чеченцев в Среднюю Азию в 1944 году. Впоследствии вся деревня была сравнена с землей, так что даже после восстановления в 1957 году убежища не было. возвращение.
Однако чеченцы вернулись на свою исконную территорию, построили новые дома и вернулись к привычному образу жизни. Примером такого возвращения является Музей под открытым небом, историко-архитектурный комплекс в Пакоке, который был реконструирован в 2010-2011 годах.
В этнографической части комплекса на двери жилой башни можно увидеть старую фотографию старушки. Это последний жилец дома, Кадошит. В ее доме в настоящее время разрабатывается крупная выставка, посвященная истории «пакокской» жизни чекистов.
В 1957 году Кадшит и ее муж Асхаб вернулись домой после 13 лет депортации. Они каким-то образом восстановили фамильную башню и построили на реке Чантиек водяную мельницу, которая питала всю деревню. Почти половина депортированных чеченцев, вернувшихся домой, прошли через этот дом, и хозяевам было сказано, что посетители могут оставаться здесь столько, сколько захотят, поскольку никто не отказывался.
Сегодня комплекс Пакок является памятником федерального значения и его создание относится к XIV-XVI векам, но местные исследователи считают, что история аула Итон-Хала восходит к XII веку.
Согласно легенде, одинокий путник по имени Итон однажды остановился на ночлег в месте слияния рек Чанти Арган и Шанти Лось в долине Арган. Проснувшись утром, он увидел, что на его палке гнездится ласточка. Итон увидел в этом благоприятное предзнаменование и решил, что это идеальное место для строительства дома. Так началась история деревни Итон, Итон Кара.
Сегодня комплекс Пакоч — это не только жилая башня, в которой жили Аш и Хадшит. Вы можете осмотреть множество других отреставрированных домов, посетить мечеть, увидеть легендарную старую мельницу и даже подняться на смотровую башню.
Многовековое возрождение — давняя традиция
Это не единственный историко-этнографический комплекс в Чечне. В селе Урс Мартин находится еще один известный музей под открытым небом — Донди-Юрт, основанный Адамом Сатуевым, за что Рамзан Кадыров присвоил ему звание «Почетный гражданин Чекменикской Республики».
Вы можете долго бродить по этому оазису этнографии и культуры и постепенно узнавать о сложностях жизни и быта чеченцев. Стоит отметить, что почти все экспонаты могут быть получены и протестированы.
В августе 2014 года на окраине села Джаменчик Шарьинского района республики открыл свои двери еще один архитектурно-этнографический музей — «Шира-Юрт». В нем реконструированы различные типы домов, встречавшиеся в Чечне в разное время. Экспозиция музея интерактивна, поэтому посетители могут не только увидеть, как жили люди много веков назад, но и погрузиться в атмосферу прошлого.
Сегодняшние чеченцы, как и их предки, почитают своих гостей, особенно русских. Они согласны с тем, что политика и война на некоторое время отстранили наши народы друг от друга, но их общая история нередко забывается.
Сегодня в демократии наблюдается положительный рост туризма — открываются новые места, создаются интересные маршруты, строятся гостиницы, готовятся новые специалисты. По данным Федеральной службы по туризму, Чеченская Республика была одним из лидеров в реализации Федеральной целевой программы по внутреннему и въездному туризму на 2014 год.

