О чём расскажут детские рисунки? 8 знаковых особенностей


Ирина Вшивкова, старший методист и психолог Городского психолого-педагогического центра (Москва), объясняет, что
— Действительно, дизайн каждого человека может отражать множество вещей. И даже если вы хотите сделать дизайн «нечитаемым», это невозможно в 100% случаев. Многие эксперты называют детские рисунки графическими персиками. Здесь отражается все, что видит и слышит ребенок (даже если он еще не говорит). Кроме того, узор может отражать реальное биохимическое состояние организма, его здоровье, самочувствие и, конечно, устойчивые черты личности.
Было проведено много серьезных исследований по использованию рисунка как диагностического метода в лечении физических заболеваний (кардиология, онкология и т.д.), а также в клинической психиатрической практике. Конечно, медицинские диагнозы ставят врачи. Тем не менее, рисунки могут помочь указать на наличие заболевания или расстройства здоровья.
Если вы хотите понять, что отражает детский рисунок, не стоит читать профессиональные справочники! Существует большой риск неправильного толкования. Например, матери и отцы часто думают, что если ребенок употребляет много черного, то это потому, что у него депрессия, стресс и т.д. . Вовсе нет! Сам по себе черный цвет не имеет такого значения. Кроме того, существуют возрасты, когда появление черных, более темных оттенков свидетельствует о положительном развитии детей.
Вывод можно сделать только в том случае, если на нескольких рисунках одного и того же периода одновременно проявляются определенные признаки.
1. Изменения
Вы заметили, что рисунок ребенка изменился (стиль рисунка, цветовая композиция, сюжет и частота рисования значительно изменились). Например, ребенок всегда рисовал ярко-желтым, но вдруг выбирает совершенно другой цвет или только другой цвет. Такие изменения могут указывать на то, что у ребенка есть какие-то проблемы, он беспокоится или тревожится.
2. Характер линий
Если ребенок рисует четкими, чистыми линиями, это означает, что он открыт миру, уверен в себе или имеет четкое представление о том, что он рисует. Если линии тонкие и едва заметные, стоит задуматься.
Самый простой вариант — ребенок просто не знает, как пользоваться ручкой или карандашом, или у него не тот инструмент. Родители не всегда используют правильные карандаши и могут даже не знать, что существуют карандаши для двухлетних детей, трех-пятилетних детей и школьников.
Вторая возможность заключается в том, что ребенок не понимает, что его просят нарисовать, и боится спросить. Как вариант, он обычно не очень уверен в себе. Возможно, он не получает много комплиментов или объятий, у него мало друзей и т. д. С таким ребенком нужно больше говорить об окружающем мире, хвалить его даже за самые маленькие успехи и чаще проводить с ним время.
Размытые линии имеют более серьезные причины. Неврологические заболевания могут вызывать слабость мышц руки. Ребенок может ни на что не жаловаться. Дети до 10 лет не всегда достаточно хорошо чувствуют боль и понимают, где болит. По этой причине многие заболевания, связанные с нарушениями нервной и опорно-двигательной систем, диагностируются гораздо позже. Это взрослым так кажется: дети слишком ленивы, чтобы красиво рисовать или писать, и не пытаются. Никто не думает о болезни, потому что мы считаем, что пациент должен страдать. Неправда. Если в планах ребенка нет реального давления и вы понимаете, что оно не связано с первыми двумя причинами, стоит показать его неврологу или хирургу. Нередко такие нарушения диагностируются у учеников с плохим произношением и патологической неграмотностью. Однако их можно легко решить, если вовремя начать работать с ребенком.
3. Штриховка
Обратите внимание на сумму на листе. Слишком сильная штриховка, особенно если она выполнена с большим нажимом, может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает стресс, испуг или находится в плохом настроении. Например, ребенку, который заштриховывает не только форму, но и пространство вокруг нее, может показаться, что он лепит за границами предмета, где это совсем не оправдано.
Если вы заметили это, не стоит сразу же задавать вопросы, пугать или беспокоить ребенка. Рекомендуется проанализировать семейную ситуацию. Заложили ли взрослые основу для беспокойства детей? Ребенок беспокоится, когда видит, что его отец и мать ссорятся каждый день. Никто не объясняет ему: родители не ссорятся, потому что не любят друг друга. Причины могут быть банальными (например, мать хочет красную кухню, а отец — белую). Но взрослые не хотят объяснять такие вещи детям. Часто омрачается, когда ребенок переходит в другую школу или когда в семье появляется новый человек. Если ребенок старше шести лет, он может ответить на вопрос о том, что его беспокоит. Если ребенок младше, он может больше понимать, как он играет. Если он не может справиться самостоятельно, обратитесь к психиатру.


4. Стереотипность
Ребенок постоянно рисует одно и то же. Родителям девочек не стоит сразу пугаться, что их дочь рисует только принцесс. У детей есть интересы и опыт, которые называются соответствующими возрасту периодами развития. Например, возраст, когда они очарованы динозаврами и такими же принцессами, автомобилями — почти все дети переживают это. Однако и те, и другие могут быть разными — по замыслу. Это нормально. Стереотипизация — это когда в дизайне нет динамики. Если у вас есть принцесса, она всегда носит одну и ту же одежду. Или ребенок постоянно рисует один и тот же дом, солнце и траву. Иногда такие стереотипы могут отражать перцептивный синдром дефицита внимания. Не паникуйте, как только у вашего ребенка обнаружится психоз или задержка в развитии. Возможно, у него просто проблемы с тем, как он представляет себе мир. Если вы заметили стереотипность в рисунках вашего ребенка, вам следует обратиться к психологу, чтобы вовремя решить проблему.
5. Сюжет
Помните: дети будут отражать в своих рисунках то, что мы помогли им узнать или позволили узнать об окружающем мире. Посмотрите на фотографии как на иллюстрацию их представлений о мире, в котором они живут. Если вы видите на рисунке ребенка что-то, что ему не разрешено рисовать, сразу же спросите: «Ты это рисуешь?». Не восклицайте: «Вы это рисуете?». Прежде чем испугаться, спросите: «Что это на вашей фотографии?». прежде чем вы испугаетесь. Если ребенок говорит, что нарисовал птицу или рыбу, не указывайте на его ошибку. Родители могут заметить у маленьких детей картинки сексуального содержания. Обычно они вызваны любопытством и освоением новых навыков, а также тем, что дети любят рисовать. Если журнал, который находит ребенок, — это глянцевый журнал для взрослых на столе его отца или брата, его это привлекает. Часто испуганные родители заталкивают своего ребенка в кабинет психолога и требуют, чтобы Опять же, то, что рисует ребенок, не всегда присутствует в его жизни.
6. Изображения людей
Родители часто приходят в ужас, когда их ребенок рисует фигуру без лица или ног. Такие рисунки могут отражать реальные отношения ребенка с конкретным человеком. Например, если у старшего брата или сестры нет глаз или рук, ребенку может не понравиться, что его наказывают за то, что он видит, что держит какой-то предмет. Если отец создан таким «дефектным» образом, ребенок может не согласиться с его требованиями и запретами. Обычно, по мнению ребенка, самый важный член семьи оказывается выше всех остальных членов семьи на детской картинке.
7. Заплатки и кресты
Отметины, не соответствующие характеру части тела, спутанные руки и ноги. Если эти детали повторяются регулярно, ребенок может быть болен. Пластыри обычно накладываются на болезненные участки органов.
8. Расположение рисунка на бумаге
Если рисунок не помещается на листе бумаги, это может означать, что ребенок очень эгоцентричен. Он хочет заполнить все пространство и быть в центре внимания. Это также может быть признаком недостатка знаний. Когда в семье только один ребенок, и все родственники поклоняются ему. Может быть и обратная ситуация: ребенка игнорируют. Им остается показать свое «превосходство» на бумаге. Дети могут рисовать фигуры правильного размера, но использовать слишком большую бумагу. На фотографии товар может выглядеть маленьким, но на самом деле он такого же размера. Это может указывать на высокую самооценку. Уровень сложности выше, чем в настоящее время. Дайте своему ребенку возможность выразить себя и раскрыть свой потенциал.
Рисование может быть признаком проблем с психическим здоровьем у детей. Чтобы узнать это, храните рисунки ребенка не менее одного года и сравните их. По крайней мере, у вас есть повод порадоваться творчеству и развитию навыков вашего ребенка.
В каждом возрасте свои отношения с цветами
К 2,5 годам, когда дети учатся рисовать, они любят яркие цвета, такие как желтый, красный, ярко-красный, ярко-синий и ярко-зеленый. Это делается для того, чтобы лучше их различать.
В возрасте 2,5-4 лет в их рисунках появляются черные цвета. Это хорошо и означает, что ребенок учится более четко отражать мир, который он видит вокруг себя.
В возрасте пяти лет ребенок снова начинает рисовать более сильными красками. Однако, как правило, он применяет их в соответствии с тем, что у него есть на самом деле.
К семи-восьми годам ребенок, который реально видел вещи, начинает рисовать настоящими красками. Если этого не происходит, есть две возможные причины: у ребенка богатое воображение — и он будущий писатель и архитектор — или (редко) есть проблемы со здоровьем.

