Можно ли подарить картину музею

Подарить произведение искусства? Не так-то это просто!

Vier Personen Um Das Bild Grosse Seestrasse Das auf einer staffelei steht

Мальчик, который вернулся с того света, рассказал всю правду об увиденном! Ученые шокированы...
9 часов назад
Деньги польются рекой: трём знакам астрологи предсказывают финансовый успех этой осенью
10 часов назад

Слева направо: бывший посол Швейцарии в Берлине Кристина Шрайнер Бургенер, Мартин Фаас, Ханс Герхард Ханнесен (музей виллы Либермана) и сотрудник посольства Швейцарии Виктор Варвицка. Вилла Либерманн.

Поначалу история была нелегкой, но в конце она принесла удовлетворение. Швейцария подарила картину «Grosse Seestrasse» (Бульвар, ведущий к озеру) вилле Либермана «Outerbahnhof» в Берлине. Но сначала ей пришлось серьезно задуматься о своем происхождении.

Этот материал был опубликован 2 Дек 2018 — 11:00 2 Дек 2018 — 11:00

  • Deutsch (de) «Grosse Seestrasse»: Grosse Schweizer Schenkung, Grosse Hindernisse (оригинал)
  • Italiano (it) Una donazione svizzera molto complicata
  • Français (fr) Pas si simple d’offrir une œuvre d’art

Мартин Ферт, директор берлинского музея «Вилла Либермана» (летняя резиденция художника Макса Либермана, 1847-1935, на озере Ванзее, открытая для публики в качестве музея с 2006 года — прим. пер. выставку работ Макса Либермана и Пауля Клее, когда его пригласили посетить резиденцию тогдашнего посла Швейцарии в Германии Кристины Шранер Бургенер (ныне бывшего специального посланника Генерального секретаря ООН в Бирме, подробнее здесь) в январе 2018 года.

Выставка должна была проходить в стенах его музея в течение летних месяцев. Поскольку классик модерна Пауль Клее родился в Швейцарии, а Берн является его родным городом, посольство обещало Мартину Фёрту поддержку в реализации этого художественного и монументального проекта. Кристина Шранер Бургенер, как посол, хотела сыграть роль почетного куратора и патрона выставки. Все это имеет смысл!

Показать больше

Пинтура Констебля Exposta com o verso de frnte

Швейцария и Вашингтонские принципы 20 лет спустя

Этот материал был опубликован 27 ноября 2018 года.

Обоим было что сказать. Но все пошло не так хорошо. Посол внезапно сообщил мне новость, которая была совершенно неожиданной. «Эта Швейцария хочет подарить нам не просто что-то, а целую картину М. Либермана, — вспоминает Мартин Ферт. Ни он, ни посол в то время не знали, что «любая инициатива будет наказана» или что акт дарения картины станет марафоном препятствий из-за сложной истории картины.

Частная собственность дипломата

С 1948 года картина Макса Либермана «Гроссзее Штрассе» украшала одно из зданий швейцарской дипломатической миссии в Берлине. Она принадлежала швейцарскому дипломату Франсуа де Диссбаху. Франсуа де Диссбах жил и работал в этом здании в первые годы после войны в качестве представителя Швейцарской репатриационной миссии (Heimschaffungsdelegation).

На самом деле картины Либермана находились в частной квартире дипломата Франсуа де Диссбаха, потомка старинного бернского дворянского рода. До 1950-х годов швейцарская дипломатия состояла в основном из представителей швейцарской аристократии. Это было связано с тем, что он был дешевле. Богатой аристократии не нужно было платить высокие зарплаты (о том, как развивалась швейцарская дипломатия, см. здесь).

Он был большим ценителем искусства. Дипломат легально приобрел картину на аукционе в декабре 1948 года. Лишь недавно стало известно имя предыдущего владельца картины, Эриха Зауэрланда. Теперь уже невозможно определить, как он стал владельцем картины или почему он ее продал.

До и во время войны нацисты систематически конфисковывали имущество еврейских семей и поспешно продавали их вещи, включая произведения искусства, по ценам гораздо ниже их реальной рыночной стоимости. Сегодня картины Либермана стоят огромных денег: в 2015 году за одну из его картин на аукционе было заплачено рекордные 2,6 миллиона евро. В 2006 году еще одна из его картин была передана за 1,9 млн. евро.

Показать больше

ZWEIMännerHängenEinBild Auf

Выставка картин из коллекции Гурлитта в Берне

Этот материал был опубликован 19 апреля 2018 19 апреля 2018 Вторая часть выставки картин из коллекции Гурлитта прошла в Кунстхалле Берна.

Нам врали 7 лет: вот кто настоящий отец детей Пугачевой
10 часов назад
Кем оказался Леонтьев! А мы любили его годами, не зная правды
7 часов назад

В 1949 году Франсуа де Дисбах погиб в результате несчастного случая на озере под парусом; его вдова также умерла позднее. У них не было прямых наследников. Затем картины остались в здании посольства. Эксперты тщательно проверили юридическую чистоту источника (происхождения) картин — не было найдено никаких оснований подозревать, что картины были заказаны незаконно.

Швейцарский МИД ищет наследников

Франсуа Виссард, руководитель отдела исторической документации Министерства иностранных дел Швейцарии (Historischer Dienst EDA), подчеркивает, что швейцарская дипломатия занимается поиском потенциального преемника владельца картины с 1997 года. Два дальних родственника швейцарского дипломата, претендовавшего на картину, не смогли доказать свое право наследования. Министерство иностранных дел само не могло решить, кому из них следует передать картину, — объясняет Визар.

Долгое время дело оставалось в тупике. Однако, когда стало ясно, что Швейцария просто намеревалась передать картину в дар музею виллы Либермана в Берлине, один из потенциальных наследников, рекомендованный послом Кристиной Шранер Бургенер, выдвинул новое требование. В то время правовой статус картин определялся исходя из того, что они стали собственностью Швейцарской Конфедерации, которая стала их фактическим владельцем через 70 лет, когда они стали «просроченными» по швейцарскому и немецкому законодательству.

Тем не менее, как рассказал нам Франсуа Визард, в июне 2018 года предполагаемые наследники смогли в последний момент остановить процесс дарения, подав заявление в кантональный суд Берна. Однако в итоге суд подтвердил юридический статус картины как принадлежащей швейцарскому государству и отклонил все претензии истца. ‘Нет никаких других препятствий для донорства при одном условии. Если появится новая информация, подтверждающая кражу или насильственное изъятие картины, музей Вилла Либерманн безоговорочно обязан вернуть картину ее законному владельцу». .

«Она нашла своё идеальное место»

Как уже упоминалось, идея пожертвовать стол для виллы Либермана была предложена самим послом, Кристиной Шранер Бергенер. Он знал усадьбу художника и решил, что это самое подходящее место для стола. ‘Каждый день в течение трех лет я любовался картинами в своем офисе в Берлине, которые были постоянным напоминанием о трагической судьбе многих художников при нацистском режиме’.

Дипломат добавил: «Я удовлетворен тем, что экспертиза подтвердила юридическую чистоту стола, и что в данном случае речь не идет о похищенном или незаконно изъятом произведении искусства. На мой взгляд, стол теперь нашел свое идеальное положение и может быть создан и восхищен многими посетителями.

Das Museum Villa Liebermann Berlin с садом

Музей «Вилла Либерманн» в Берлине. Arco Images / DPA / Keystone

В общей сложности Макс Либерман создал более 200 картин, пастелей и живописных произведений искусства. Многие из них представлены в великолепной садовой вилле на берегу берлинского озера Ваннзее. Стол «Grosse Seestrasse» является частью серии небольших столов, изображающих не только знаменитую виллу, но и окрестности, включая пролив, ведущий к озеру. Этот вопрос был очень важен для М. Либермана, — говорит Мартин Ферт. — Художник очень заинтересовался переулками после своего пребывания в Нидерландах.

Для М. Фааса возвращение стола в музей виллы Либермана — это огромный и неожиданный успех. Это пятая картина художника, которая стала эксклюзивной собственностью «Freundeskreis der Max-Liebermann-Gesellschaft» (Общество Макса Либермана). «Эта картина стала важным дополнением к нашей коллекции произведений искусства, — с удовлетворением сказал Мартин Ферт.

Макс Либерманн.

Немецкий еврейский художник Макс Либерман (1847-1935) был важным представителем импрессионизма. Он считается одним из основоположников модернизма в живописи. Он быстро принес детство и юность к Бранденбургским воротам. Он стал известен как художник в 1880-х годах.

На его творчество оказали сильное влияние поездки во Францию и Нидерланды. Позже он вернулся в свой родной город Берлин, где был президентом Прусской академии искусств с 1920 по 1932 год и стал почетным гражданином Берлина в 1927 году. Он умер в Берлине в 1935 году в возрасте 87 лет.

После захвата власти нацистами в 1933 году он и его семья подвергались систематическому преследованию и незаконному ускорению. В ноябре 1938 года, вскоре после печально известного массового погрома «Хрустальная ночь», дочь Либермана смогла бежать со своей семьей в США. Марта Либерманн, вдова художника, осталась в Берлине. Чтобы избежать депортации в концентрационный лагерь Терезиенштадт, он покончил жизнь самоубийством в 1943 году в возрасте 86 лет.

Как Галкин развлекает олигархов: уберите детей от экранов
6 часов назад
Кем оказался Леонтьев! А мы любили его годами, не зная правды
8 часов назад

Читайте также