О чем расскажет детский рисунок: секреты психологии


Многие родители, вслед за психологами и педагогами, начали анализировать «произведения искусства» своих детей. И они часто совершают ошибки. На что мы должны обратить внимание?
Когда ребенок рисует, он передает нам сообщение, зашифрованное в изображении. Его рисунки самых обычных людей, предметов и пейзажей бессознательно отражают его отношение к ним, выражают его опыт и показывают их скрытые характеристики. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация плана не однозначна. Один или два поразительных знака («О, ужас, они покрасили солнце в черный цвет!»). ), не стоит делать выводы и искать решения «страшной проблемы». (Кстати, многие молодые художники предпочитают черный цвет, потому что он такой ясный и противоречивый). Для неспециалиста-психолога детский рисунок — это всего лишь точка отсчета, сигнал для наблюдения за поведенческими особенностями и тщательного изучения специфических тенденций.
Руки учителя.
Какие типичные особенности стиля рисования ребенка могут быть полезны родителям, чтобы лучше понять своего ребенка?
Давление: Спокойный и умеренный указывают на спокойствие, гибкость, самоконтроль и склонность к обдумыванию собственного поведения. Сила указывает на твердость, силу воли, напористость, высокий уровень энергии и склонность преодолевать сопротивление (которое может быть злонамеренным или провокационным). Слабость же указывает на общую нерешительность, отсутствие уверенности в своих силах и низкую самооценку. Дети нуждаются в поддержке и одобрении.
Однако! Если ребенок долгое время находился в среде, где его деятельность должна быть ограничена («быть хорошим» в детском саду), сильное давление, направленное на планирование, может «высвободить» накопленную энергию.
Размер: крупные элементы часто указывают на эгоцентризм, экспансию, активность и даже агрессию. А меньшие люди, домашние — признаки робости, неуверенности в себе, чувство незначительности, подавление эмоциональных проявлений, торможение.
Но! Больший размер фигурки может быть связан с важностью персонажа для ребенка и с нарушением зрения.
Расположение на листе: если ребенок обычно рисует в центре, это означает, что ему комфортно и богато. Образ смещается вправо — интерес к будущему, интерес к переменам. Это признак инфантилизма. Причудливые и оптимистичные рисунки сверху, пессимистичные — снизу.
Однако эта интерпретация работает только в том случае, если ребенок правша. Кроме того, многое зависит от темы.
Палитра: если обычно используется один цвет, это указывает на страх быть показным; 2-5 цветов — ребенок открыт для нового опыта, гибок и уверен в себе; 7 и более цветов указывают на эмоциональную гибкость (нестабильность). В основном темные цвета указывают на негативные эмоции, склонность к депрессии. Светлые цвета указывают на активность, жизнерадостность.
Однако выбор цветов зависит от настроения. Ведь примерно с шести лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» («девчачий» — розовый) и выбирать «личную» палитру рисунков. Однако с возрастом, наоборот, многие стремятся избежать этого разделения и перестают использовать надоевшие цвета.
Обсудите чувства вашего ребенка. Это поможет вашему ребенку лучше осознать свои чувства.
Тестовое видео ‘Man in the Rain’.
Этот тест помогает определить, как ребенок реагирует на стрессовые ситуации. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем возрасте. Поэтому она помогает родителям детей дошкольного возраста понять, как они адаптируются к новым ситуациям, как реагируют на препятствия и какие характеристики им необходимо развивать, чтобы научиться быстро справляться с невзгодами.
Что вам понадобится: две тетради — карандаши (не менее 12 разных цветов) — ластики.
Работа: попросите ребенка держать первый лист бумаги вертикально. Попросите ее нарисовать человека, затем попросите ее нарисовать того же персонажа под дождем на втором листе.
Стиль дизайна.
Четкие линии на рисунке свидетельствуют о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию и иногда слишком углубляться в себя.
Непоследовательные очертания (где-то разработаны, где-то нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных условиях.
Штриховка — напряжение, беспокойство, страх сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие сомнительные линии — ребенок характеризуется повышенной впечатлительностью и ипохондрией.
Образ примитивен («палка, палка, горько») — ребенок ищет одобрения, поддержки.
Хроматическая гамма.
Очень светлые тона — склонность преувеличивать значимость неприятных событий.


Темные тона — страх вины в сложных ситуациях, плохие чувства.
Четкое разграничение характера и плохой погоды — распознавание и понимание стрессовой ситуации, умение видеть ее возможные причины, оценивать как себя, так и свое состояние.
Стремясь к лучшему, ребенок внутренне готов преодолевать трудности — радуга, солнце, цветы, грибы растут под дождем.
Аккомпанемент.
Чем больше идет дождь — тем больше ребенок боится трудностей — редкие осадки — тем меньше ребенок волнуется. Проблемы быстро остаются позади.
Тучи — угроза больших проблем, наказание. Небо пасмурное — подавленное настроение.
Лужи указывают на чувствительность, уязвимость и способность долго справляться с проблемами.
Зонтики символизируют общение с родителями. Открытый зонтик указывает на ожидание помощи от матери. Закрытый зонтик указывает на ожидание помощи от отца.
Отсутствие зонтика или крыши символизирует детство и нежелание принимать самостоятельные решения.
Изображение персонажа.
Пол показывает модели поведения в стрессовых ситуациях: мужские черты — принятие решений, активное поведение, которое нужно искать женские черты — пассивность, суверенность интуиции. Второй дизайн, «смена пола», показывает изменение стиля поведения. Когда изображаются личности противоположного пола, это означает, что ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из семьи). Возраст символизирует уровень активов, которые помогают принимать решения: взрослые — кризис, дети — потребность в поддержке.
Большая голова олицетворяет высокий интеллект и изобретательность. Маленькая голова означает низкую оценку интеллекта.
Большой ботинок символизирует неудовлетворенность (желание быть супергероем, стремление завоевать похвалу) — очень маленький ботинок указывает на чувство обесценивания или унижения. Покатые плечи символизируют отчаяние.
Неадекватно развитый человек демонстрирует нежелание замечать проблемы и бороться с невзгодами. Детальный человек показывает важность деятельности, отношений с другими людьми.
Руки: открытые — прозрачность, спрятанные за спиной — компромисс, нежелание жесткости. Рука прижата вплотную к телу — ригидность. Поведение персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) является прямым отражением истинного поведения ребенка в стрессовой ситуации.
Масштаб, положение.
Чем старше персонаж, тем лучше дети справляются с невзгодами. Меньшие цифры указывают на желание переложить ответственность на других. Большие числа, которые не помещаются на листе, указывают на то, что ребенок настолько сосредоточен на своих чувствах, что не может рационально оценивать происходящее.
Изображение верхушки листа предполагает смятение и уход в мир фантазий. На дне — депрессия, безнадежность и неспособность изменить ситуацию. В центре — готовность решить проблему.
Сдвиг влево — в надежде, что мать придет на помощь. Правый — привязанность к отцу, желание произвести на него впечатление своими действиями в сложных ситуациях.
Профиль фигуры сзади — ребенок замыкается в себе, тем самым затрудняя контакт.
Персонаж, обращенный влево — ребенок сосредоточен на себе и не очень решителен. Поворачивается вправо — позитивный, оптимистичный, думает о будущем и готов к росту.
! ВАЖНО!!!
Если фотография содержит много негатива, попросите ребенка создать историю на основе фотографии и придумать неожиданные повороты. В стрессовых ситуациях.
Исследуйте шедевры.
Эта картина заметно увеличивается на втором рисунке. Это означает, что ребенок чувствует себя старше и получает удовольствие, когда сталкивается с проблемой. Он использует обычную модель поведения — помощь и поддержку матери (слегка наклоненной влево), но преодолевает ее и внутренне готов «отделиться» и действовать самостоятельно. Однако до сих пор он не придумал, как это сделать, не оглядываясь на прошлое и не полагаясь на мужскую модель. Это хорошая возможность вместе подумать о том, как действовать в сложных ситуациях (ноги вправо, «направлены» в будущее).

