Я все знаю про себя, я на том свете был. Честные воспоминания Иосифа Кобзона

Мемуары Иосифа Давыдовича Кобзона охватывают более 70 лет, включая 50-летнюю карьеру. Воспоминания о городе своего детства — маленьком донбасском Часовом Яре, о матери, многочисленных братьях и сестрах, о войне и переселенческой жизни, о первых успехах, исключении из партии, тяжелой болезни. Выступления перед Сталиным, Хрущевым и Ельциным. Взлеты и падения, успехи и перемены в его судьбе трудно разглядеть за слепящим светом софитов.
Портал Москва 24 публикует отрывки из его откровенных мемуаров.
Фото: Пресс-служба АСТ.
Я человек своих принципов. Нравится — не нравится, но таково мое отношение к жизни. Иногда я могу быть очень грубой, но в любом случае я не стесняюсь говорить правду в глаза. Да, я повышаю голос и говорю о нем плохо. Но форма обязательна.
Я курил 52 года и сейчас бросил. Доктор сказал мне, что если я не остановлюсь, он гарантирует мне рецидив. Я сказал ему, что хочу пожить еще немного. В кармане его пиджака лежала пачка полувыкуренных сигарет и зажигалка. Он остался там. Я больше никогда не прикасался к нему и закрыл его навсегда. Курение было не единственным, что я придумал. И я не имею права сдаваться даже перед смертельной болезнью!
Я не пью, но мне нравилось пить. Врачи запретили мне это делать, но теперь я живу по принципам Максима Горького.
Говорят, что вы словно заглянули в бездну. От сердца; я стараюсь жить в том же темпе, что и раньше, ни о чем не думая и не оглядываясь на прошлое. Единственное изменение заключается в том, что я стал больше ценить свое время и еще больше не люблю бессмысленные посиделки в ресторанах, ненужные банкеты и фуршеты.
Жизнь коротка, а успеть нужно так много! Некоторые люди боятся меня, но они знают, почему. Это потому, что я говорю правду. Именно столько мне лет, и именно столько времени я говорю правду. За это я очень страдал. Но с другой стороны, я был вознагражден за правду. В нашей стране со времен князя Щербатова (который стал первым почетным гражданином Москвы в 1866 году) было всего 26 почетных граждан города. Один из них — я. Разве моя мать, Боже мой, мечтала, что ее сын, еврей украинского происхождения, вдруг станет почетным гражданином Москвы? Это связано с тем, что, с точки зрения толерантности, мне близки все конфессии, все страны. У меня шесть православных орденов. У меня также есть исламский и еврейский ордена. Я никогда их не носил, но это признание моей честности и терпимости. Я много лет был депутатом Агинского Бурятского автономного округа, поэтому помогаю буддистам. Я строю первый буддийский храм в Москве. Я также поддерживаю мусульман и евреев. Но я не религиозен. Я не посещаю храмы ни одной секты. Люди спрашивают меня о смысле человеческого существования. Смысл жизни в том, чтобы она была прекрасна во всех своих проявлениях. Видите ли, любовь — это не просто влечение мужчины к женщине, и наоборот. Любовь — это выражение высшей человеческой эмоции. Это любовь к матери, любовь к стране, любовь к творчеству, любовь к искусству, любовь к музыке. Любовь универсальна, и смысл нашего существования в том, чтобы быть в любви на протяжении всей жизни. Любовь не может препятствовать творчеству. Смысл жизни в том, чтобы жить до тех пор, пока мы любим, а как только мы перестаем любить, нам все становится неинтересно. Вообще, лучше получить пулю в лоб, потому что так теряется смысл жизни.
Больше всего в людях я ценю преданность и верность. Самое главное — доверять этому человеку и знать, что он или она никогда вас не предаст. Этому меня научила моя мать. Я не люблю мстить. Меня много раз обижали в жизни, но я никогда никому не мстил.
Я преклоняюсь перед талантливыми людьми. Есть увлекательные профессии. Например, я постоянно думаю о пилотах. Как он управляет таким количеством устройств и как ему это удается? У меня много друзей, которые являются летчиками-испытателями, астронавтами и артистами. Они никогда не приходят к художнику раньше, чем появляются. Я хочу сначала увидеть и почувствовать тайну, а потом поговорить с ним. Вы думаете: он совершенно нормальный человек, и я могу легко с ним общаться, но когда он появляется на сцене, это совершенно другой человек. Это профессионализм!
Больше всего я ценю профессионализм, преданность и верность. Есть песни, которые я редко играю на сцене и часто исполняю в кругу друзей.
Есть только один высший титул — слово «друг».
Вы не заработаете его в одночасье.
Но если они дадут его вам.
вы должны заслужить это.
Друзей у нас не так много.
Но мы дружим, когда нам это нужно.
Мы с теми, кого уже нет с нами.

Мы оставили их.
Друзья, я верю в вас.
Я верю в молчание и слова.
Даже когда мы в разлуке.
Я машу тебе рукой.
Книга Расула Гамзатова.
Видите ли, лучшее название — это слово «друг». Вы не можете победить. Вы должны всем своим существом чувствовать, что рядом с вами друг. Мы недооцениваем значение дружбы. Я говорю своей аудитории: «Дорогие друзья, здравствуйте». Какими друзьями они являются для вас? Кстати, был случай, когда наш эстрадный артист Ленинграда Алексей Алексеев вышел на концерт в Академии наук и сказал: «Добрый вечер, дорогой товарищ». Академик крикнул со своего места: «Гусь не относится к семейству свиней!». Алексеев быстро понял: «Роджер, я ухожу». Поэтому, когда мы говорим «партнер и друг», это одно, а когда мы чувствуем, это совсем другое. Особенно в трудные времена очень важно знать, что настоящий друг рядом. Когда жизнь идет нормально, повсюду радость и успех, и вы можете даже не чувствовать этого, но когда вам плохо, вы точно знаете, кто будет рядом в трудные времена.
Это дружба, которая помогает, когда у вас возникают проблемы. Есть ли в моей жизни человек, который подает пример во всем, что я делаю? Таких людей много. Прежде всего, моя жена. Многие из моих друзей уже уехали — Роберт Рождественский, Юрий Гуляев, Борис Брунов. Юрий Лужков, Саша Розенбаум, Руслан Аушев, Лев Аслафян, Андрей Демедиев, Зураб Церетели, Леонид Розенталь и многие другие. Я могу назвать больше людей, с которыми меня связывают близкие и теплые дружеские отношения.
Я тот, кто всегда оставался верен своим принципам и добивался своих целей. Я не уверен в себе, но я убежден в своей правоте. Меня могут спросить, доведу ли я законопроект о чести и достоинстве до победного конца? Я отвечаю, что не уверен. Но я уверен в себе. Конечно, в своей жизни я совершил много глупых и неправильных поступков. Да, я никогда в жизни не позволял себе или любому музыканту выходить на сцену пьяным. Я всегда был свято верен своей профессии и общественности. Бывали случаи, когда я совершал ошибки. Но если я был груб с кем-то или неуважительно обращался со своими руками, я находил в себе силы и мужество извиниться позже. И если они были убеждены, что я не прав, я очень переживал.
Да, я причиняла боль людям, которых люблю, и со временем сожалею об этом. Я не могу сказать, что я добродетелен или справедлив. Я совершил много неправильных и несправедливых поступков, но когда я сравниваю и сопоставляю их все, положительные моменты перевешивают отрицательные.
Мне пришлось многое пережить. Я долгое время болел. Так что же не дает мне спать? Я люблю жизнь во всех ее аспектах. Я женат на Нинель уже более 45 лет, с 1971 года, и она мой друг и моя возлюбленная. Я люблю своих детей и многочисленных внуков. Любовь — это то, что поддерживает меня. Я знаю о себе все. Когда я был в коме, я был в другом мире. Я не помню, что там было. Я бы предпочел остаться здесь.
Сейчас я работаю больше, чем до болезни. Я активно жил и жил, пока хватало сил. Вообще, на этот вопрос лучше всех ответил мой незабвенный друг Юра Гуряев.
Чувствую себя хорошо, но, конечно, как говорила Фаина Георгиевна Раневская, «по данным паспорта». Я в хорошей форме, хотя не могу похвастаться тем, что не устаю и не пользовался помощью врача. В любом случае, у меня есть собственный голосовой аппарат, и я не хочу работать. У меня нет ни инвалидности, ни пенсии, ничего. Я живу так, как живу. Однако недавно я купил себе место рядом с мамой — на Востряковском кладбище в Москве. Когда я хоронил Бориса Сергеевича Брунова в Новодевичьем, мне сказали, что место рядом с Никулиным зарезервировано для меня. Тогда я сказал: «Во-первых, я не собираюсь уезжать в спешке. Во-вторых, я хочу, чтобы меня похоронили рядом с мамой в Востряковском. Я сделаю это легально, чтобы они меня не заподозрили». Я написал заявление и получил деньги за должность — это не секрет.
В 2016 году я решил продолжить работу в неудобном и очень отдаленном избирательном округе. Но вы не можете обмануть избирателей. Это предательство. Если все пойдет хорошо, законопроект будет принят, и я сделаю перерыв после окончания срока своих полномочий в качестве члена парламента. Но конкретного плана пока нет. Один мудрый врач однажды сказал мне: «Бойся не болезни, а привычки к постели». Это самый близкий к смерти путь.
Очень важно не скрещивать руки. Особенно в отношении хирургических пациентов. Привычка спать» означает мысль: «Я не чувствую себя сильным, я не хочу вставать, я просто хочу лечь и поспать еще немного». Но вы должны заставить себя встать и идти, идти, идти. Спорьте, ругайтесь, кричите, что угодно, но заставляйте себя жить. Жажда жизни должна быть — она есть во мне, как и желание петь и заниматься творчеством. Константин Ваншенкин справедливо пишет
Я признаю, что иногда это трудно, у меня нет ни желания, ни сил, ни настроения, ни депрессии — все равно приходится заставлять себя просыпаться. Таким образом, Нелли всегда будила меня, когда я проходила через сложную операцию. Большое спасибо.
В некоторые дни я с трудом успеваю на бесполезные встречи. Иногда мне нужно пойти на вечеринку или поздравить кого-то, но у меня нет времени. Вы думаете: лучше бы я работал или делал что-то полезное, чем вот так сидеть, смотреть на других людей, слушать один и тот же тост и дружить с кем-то. Куколка, я не могу больше. Пойдем, — умоляла я Нелли. Но она возбуждает меня своей активностью. Спасибо!
У мексиканцев есть замечательный способ прощаться. Они говорят: «Если Богу будет угодно, мы встретимся снова». Я повторяю: мы увидимся, если не умрем.
Я сам себе судья» / Иосиф Кобзон. — М.: Издательство АСТ, Издательство «Время», 2018. — 272 с. Рисунок.

